Вопрос №4. Тема: «Имя существительное»

Вопрос. Какой вопрос (кто? или что?) следует ставить к собирательным именам существительным: пролетариат, студенчество, молодёжь?
В каких случаях ставится вопрос что? к названиям животных?

Ответ. Вопрос кто? в русском языке обычно ставится к существительным одушевлённым, а вопрос что? — к неодушевлённым, однако в ряде случаев мы ставим вопрос кто? к существительным неодушевлённым (с грамматической точки зрения) и, наоборот, вопрос что? — к существительным одушевлённым.

Чтобы разобраться в этом, надо принять во внимание, что различение в грамматике понятий одушевлённости и неодушевлённости совсем не обязательно связывается с понятиями живого и неживого предмета.

Одушевлённость и неодушевлённость с грамматической точки зрения выражается в том, что у существительных одушевлённых винительный падеж сходен с родительным, а у существительных неодушевлённых — с именительным, причём эти различия обнаруживаются во множественном числе у всех существительных, а в единственном — только у существительных мужского рода 2-го склонения.

Одушевлённость и неодушевлённость, далее, выражается в том, что у прилагательных, которые согласуются с одушевлёнными существительными в винительном падеже, форма этого падежа сходна с формой родительного падежа, а у прилагательных, согласуемых с неодушевлёнными существительными, форма винительного падежа сходна с формой именительного.

Винительный падеж существительных 1-го склонения дедушка, дядя в единственном числе не показывает одушевлённости их, так как он не сходен ни с родительным падежом, ни с именительным: дедушку, дядю; но, связав с этими существительными прилагательные, мы сразу убедимся в их одушевлённости, так как получим в винительном падеже такие, например, сочетания: навестил больного дедушку, родного дядю (винительный падеж прилагательных в этих сочетаниях сходен с родительным).

Что касается собирательных существительных — пролетариат, студенчество, молодёжь, то с грамматической точки зрения первое из них, несомненно, является неодушевлённым: винительный падеж существительного пролетариат (мужского рода, 2-го склонения) сходен с именительным падежом, а не с родительным; к существительным же студенчество и молодёжь неприменимы понятия одушевлённости или неодушевлённости: сходство винительного и именительного падежей этих существительных ещё не даёт права говорить об их неодушевлённости, потому что у всех существительных среднего рода 2-го склонения и женского рода 3-го склонения винительный падеж сходен в единственном числе с именительным падежом.

Присоединение прилагательных к этим существительным (Мы высоко ценим наше прекрасное студенчество, нашу прекрасную молодежь) не даёт оснований для суждения об их одушевлённости или неодушевлённости, потому что винительный падеж прилагательных в подобных случаях никогда не бывает сходен с родительным. Легко можно было бы определить одушевлённость или неодушевлённость существительных по форме винительного падежа множественного числа, но форм множественного числа собирательные существительные не имеют.

Всё сказанное, однако, не означает, что к рассматриваемым собирательным существительным следует ставить вопрос что? Можно в основном руководствоваться следующим правилом: если собирательное существительное обозначает группу живых существ как одно целое, то, несмотря на неодушевлённость (с грамматической точки зрения) таких существительных, к ним, как правило, ставится вопрос кто?, например: С развитием капитализма в России рос и промышленный пролетариат (кто рос?).

Вопрос кто? может ставиться и к другим неодушевлённым существительным (несобирательным), если они употребляются для обозначения той или иной группы людей, например: Наш отряд прибыл вовремя (кто прибыл?).

Наоборот, к некоторым одушевлённым существительным, как указывалось выше, может иногда ставиться вопрос что? Это бывает обычно в том случае, когда название одушевлённого предмета употребляется для обозначения неживых предметов, например: Во время путешествия мы ежедневно ели жареных уток (что ели?); Девушка приколола к шляпке красивого позолоченного жучка (что приколола?); Мы читали «Евгения Онегина» (что читали?). Таким образом, выбор вопроса зависит от того значения, в каком данное существительное употребляется.

Некоторые существительные иногда употребляются как одушевлённые, иногда как неодушевлённые; это в большинстве случаев названия микроорганизмов, например: изучать бактерии и бактерий, бациллы и бацилл. В соответствии с этим и вопрос к таким существительным может быть поставлен по-разному (изучать что и кого?).

Постановка того или иного вопроса может зависеть и от управляющего слова, от общего смысла предложения, обстановки разговора. Если человек идёт с покупками, которые он сделал на базаре, естественно его спросить, что он купил, хотя бы в числе покупок оказалась живая курица или утка. Но если спрашивающего интересует не общий перечень покупок, а именно разновидность купленной птицы, он скорее всего спросит: кого купили?

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.