Термины и понятия по методике обучения русскому языку

Алфавитный указатель: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Ц | Ч | Э | Я

А

 

  • Адаптация текста — его упрощение, облегчение, приспособление для обучения. Состоит в замене или отбрасывании трудных слов, в упрощении синтаксических конструкций, в сокращении объема текста, устранении трудных образов, фразеологических единиц, диалогов и пр.
  • Адресат речи (перципиент) — тот, к кому обращена речь, кто ее воспринимает.
  • Активизация словаря учащегося — работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося.
  • Активный словарь учащегося — та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи.
  • Аудирование — восприятие речи на слух и понимание ее и один из четырех видов речевой деятельности наряду с говорением, письмом и чтением.
  • Алгоритмы в обучении русскому языку. Алгоритм — точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.
  • Алгоритмизация в обучении русскому языку — разработка систем обучения главным образом орфографии на основе составления алгоритмов (алгоритмических предписаний, предписаний алгоритмического типа) и выполнения действий согласно этим алгоритмам.
  • Алогизм — тип логической (речевой) ошибки учащихся, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах и пр.
  • Амплификация — тип речевой ошибки в сочинениях учащихся, состоит в нагромождении излишних «красивостей», образов, тропов, не обязательных для данного сочинения, не оправданных коммуникативной задачей.
  • Аналитические упражнения по русскому языку — упражнения, при выполнении которых преобладает аналитическая деятельность учащихся: наблюдения над языком, виды языкового анализа — грамматический разбор в разных вариантах, орфографическое комментирование и пр.
  • Аналогия в обучении русскому языку — методический прием: установление сходства изучаемого явления с уже изученным, трудноразличимого с легкоразличимым, понятным.
  • Анахронизм — тип ошибки в сочинениях учащихся, состоит в употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе, например: «Чапаевцы строчили из автоматов» (сочинение учащегося IV класса).
  • Артикулирование звуков — образование звуков речи посредством движений органов речи: языка, губ, мягкого неба; анализ положения и движений органов речи при произношении того или иного звука; подготовка органов речи к произношению того или иного звука.

 

Б

 

  • Безударные гласные в школе — одна из труднейших тем курса орфографии. Правописание Б.г. на всех этапах обучения тяжело усваивается школьниками и дает большое количество орфографических ошибок. В основе трудностей правописания Б.г. лежат законы позиционного чередования гласных о, а, е, и. Правила проверки и правописания Б.г. определяются тем, в какой части слова они находятся; поэтому правописание Б.г. в корне слова, в приставках, суффиксах и окончаниях регулируется различными группами правил и орфографические действия (алгоритмы) применяются разные.

 

В

 

  • Внеклассная работа по русскому языку — целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся языковые занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда — и за рамки программы, с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей.
  • Воображение в развитии речи — процесс мысленного создания новых образов на основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действий в тех случаях, когда проблемная ситуация не определена.
  • Вопросы и их роль в работе по грамматике и другим разделам курса русского языка. В обучении В. используются широко как средство ведения по нужному пути беседы, особенно — эвристической, как средство помощи отвечающему учащемуся (так называемые наводящие В.), при выявлении знаний и умений.
  • Внимание — направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуационную значимость.
  • Вступление — композиционный элемент ученического сочинения, его начало. Нередко вызывает у учащихся затруднения (Не знаю, как начать). Приемы обучения В.: заблаговременное составление плана, в дальнейшем — его корректирование, отработка композиции. Изучение опыта писателей, журналистов, ученых. Предупреждая учащихся против шаблона, стимулируя самостоятельность, учитель может познакомить их с известными устойчивыми типами В.: история создания произведения; связь произведения с исторической ситуацией; актуальность проблемы; личное отношение пишущего к писателю или его произведению; рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний, пословицы, афоризма; параллель с событиями современности, а также параллель в живописи, музыке, природе и т.п.
  • Выбор метода, приема, упражнения определяется: во-первых, спецификой изучаемого материала (так, при изучении склонения имен прилагательных целесообразен выборочный диктант — школьники записывают имена прилагательные в сочетании с теми существительными, к которым они относятся); во-вторых, воспитательно-образовательными целями и задачами (для воспитания познавательной активности школьников используются те методы и приемы, которые требуют высокой самостоятельности учащихся, ставят их в условия необходимости решения проблемных задач); в-третьих, возможностями самих учащихся, особенностями их интересов, уровня знаний и умений (хорошо подготовленные учащиеся могут выполнить упражнения с более высокой степенью самостоятельности, решить проблемную задачу по грамматике, составить алгоритм орфографического действия и т.п.): в-четвертых, особенностями языковой среды, окружения (в диалектной среде шире привлекаются литературные образцы, звукозаписи; в нерусской среде используется метод сопоставления языков и т.д.). В какой-то степени В.м. определяется особенностями личного опыта и мастерства учителя. Так, у одного учителя шире применяется метод беседы, другой больше внимания уделяет письменным работам учащихся. В.м. рассматривается как одно из важнейших условий оптимизации обучения.
  • Выбор слова — одно из речевых умений учащихся, основанное на знании синонимов, лексической нормы. Условие B.c. — значительное богатство словаря школьника, а также знакомство с B.c. у мастеров языка — писателей. Слово должно быть выбрано точно по значению, в соответствии с задачей высказывания и стилистическим окружением.
  • Выборочный диктант — вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке. Пример: при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в ходе В.д. учащиеся выписывают словосочетания «существительное + прилагательное», правильно согласуют второе с первым, пишут нужное окончание, подчеркивают его, в скобочках указывают падеж, число, род. В.д. допускает дополнительные задания в виде подчеркиваний, кратких примечаний и пр. Могут быть обзорные В.д.: все случаи употребления ь после шипящих, а также его отсутствия.
  • Выборочный пересказ, выборочное изложение — вид устного пересказа, письменного изложения как приемов развития речи. В В. п., в.и. воспроизводится какая-то одна из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, пересказать все, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; все, что характеризует картины природы в тексте. В.п., в.и. могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с деланием самого учащегося.
  • Высказывание — акт коммуникации, единица сообщения, обладающая смысловой цельностью и могущая быть воспринятой слушающим.

 

Г

 

  • Гигиена письма — совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения письму позволяет сохранить нормальную жизнедеятельность организма школьника, обеспечить его здоровье.
  • Глагол в курсе русского языка — одна из важнейших тем. Изучается: в I (II) классе — знакомство со словами, обозначающими действие; во II (III) классе — общее понятие о Г. и изменение по временам; в III (IV) классе — спряжение Г.; в IV (V) классе — НЕ с Г., неопределенная форма, виды Г., спряжение, правописание окончаний I и II.
  • Говорение — один из четырех видов речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
  • Градация синонимов — упражнение по лексике и стилистике (лексико-стилистическое упражнение). Состоит в расположении синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо оттенка их значения или стилистической окраски.
  • Грамматика школьная. В школьном курсе русского языка Г. занимает основное, ведущее положение как важнейшая теоретико-практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования.
  • Грамматико-орфографические упражнения — решение орфографических задач на грамматической основе; к числу Г.-о.у. могут быть отнесены многие виды списывания с заданиями по грамматическому разбору и объяснению орфограмм; многие виды диктантов, например, объяснительный и предупредительный; комментируемое письмо, поскольку комментирование касается и грамматических основ орфограммы.
  • Грамматические ошибки — ошибки, обычно относимые к числу речевых, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики; ошибки в образовании форм слов — склонения или спряжения, в образовании сравнительной степени прилагательных, кратких форм прилагательных, в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий, в их употреблении и пр., а также в образовании словосочетаний или предложений.
  • Грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления; устный и письменный грамматический разбор отдельных слов (по составу и по частям речи), словоформ, словосочетаний и предложений — разбор выборочный (тематический) и полный; анализ текста — сложного синтаксического целого; анализ предложений и текста ученических сочинений с целью его совершенствования. Вторые: образование грамматических форм слов — склонение имен существительных, прилагательных, местоимений.
  • Грамматический разбор — один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала.
  • Графика — раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка. Учащиеся овладевают Г. в основном в период обучения грамоте: учатся читать, т.е. восстанавливать звучащее, фонетическое слово по буквам, придерживаясь правил графики.
  • Группировка — упражнение, широко применялось в методике русского языка в XIX в. В современной школе используется в I классе наряду с классификацией. Состоит в распределении данных слов по группам на основе каких-либо определенных признаков.

 

Д

 

  • Дедукция (дедуктивный метод) в обучении русскому языку — использование в учебной деятельности учащихся умозаключений, в которых новое знание выводится не путем обобщения наблюдавшихся фактов (индукция), а на основании более общих закономерностей. Процесс усвоения нового материала или решения какой-либо познавательной задачи начинается с общих положений и заканчивается приложением их к частным случаям.
  • Дефектология — педагогическая наука, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические недостатки: умственно отсталых, глухих, слепых, имеющих дефекты речи.
  • Диалектизмы — слова, словоформы, словосочетания, фонетические особенности слов, употребляемые в говорах, диалектах.
  • Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики. Изучает цели и задачи обучения, вопросы содержания образования, принципы обучения, процесс обучения (его организацию), методы обучения, проблемы урока и пр. Изучает общие закономерности обучения в отличие от методики.
  • Диктант «Проверяю себя» — вид контрольно-обучающего диктанта, отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочниками и пр.
  • Дикция — произношение; умение ясно, отчетливо произносить звуки, слоги, слова в процессе речи, чтения, декламации.
  • Дифференцированный подход в обучении русскому языку — форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.
  • Доказательство при изучении русского языка — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недоказуемых).
  • Доступность обучения — дидактический принцип, предполагает изучение возрастных возможностей учащихся и строгую дозировку »материала как по годам обучения, по разделам курса, так и на каждый урок.

 

Е

 

  • Единство теории и практики в обучении русскому языку — один из принципов дидактики. Состоит в опоре на живую речь и на письменный текст в усвоении грамматики и других теоретических сведений, а также в применении теоретических знаний в практике письма, чтения устной речи.

 

Ж

 

  • Жанры школьных сочинений и изложений. В современной методике развития речи учащихся жанры соотносятся со стилями речи: рассказы о случаях из жизни автора, услышанные рассказы, рассказы по картине, рассказы на свободную тему и пр.
  • Жаргонизм — слово из жаргона (искусственного языка), понятного лишь определенному кругу людей.

 

З

 

  • Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала.
  • Занимательность в обучении — фактор повышения интереса к занятиям по языку. Реализуется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
  • Задачи грамматические, орфографические (познавательные 3.) — виды заданий, требующие выполнения определенного сложного действия; средство проблемного обучения.
  • Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала.
  • Занимательность в обучении — фактор повышения интереса к занятиям по языку. Реализуется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
  • Знаки препинания — часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначить на письме паузы и интонации, указывать на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста.
  • Значение слова и его усвоение. З.с. — отображение в слове, как условной знаковой единице, того или иного явления действительности: предмета, качества, состояния, действия, отношения.
  • Зоркость орфографическая — способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы. З.о. предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся З.о. или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
  • Зрительный диктант — вид орфографических упражнений, развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут его по памяти, затем проводится проверка.
  • Зрительный фактор в орфографии. Согласно теории «графических образов» (начала XX в.) орфографический навык формируется главным образом на основе зрительной памяти, поэтому наилучший способ обучения орфографии — запоминание зрительных образов слов путем их списывания.

 

И

 

  • Изложение — вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам — повествованию, описанию и рассуждению.
  • Имитационный метод обучения языку — метод, в котором преимущественное внимание уделяется подражанию предлагаемым образцам.
  • Индивидуальное обучение — форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива. Используется в домашнем обучении, в условиях репетиторства, а в современной школе — в системе занятий с отстающими.
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса — один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке — это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях.
  • Индукция (индуктивный метод) в обучении русскому языку — использование в учебной работе умозаключений, в которых учащийся идет от частных, конкретных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности. На основе И. строится эвристическая беседа, проводятся наблюдения над языком.
  • Исследовательский метод в обучении русскому языку — совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

 

К

 

  • Каллиграфия (чистописание) — умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами-прописями, красиво.
  • Касса ошибок — пособие, используемое учащимися для учета собственных ошибок, главным образом орфографических, и для работы по их исправлению. Представляет собой конверт, куда помещаются карточки с написанными на них словами, в которых была допущена ошибка; орфограмма подчеркивается, указывается нарушенное правило. Когда ошибка исправлена (т.е. когда учащийся не повторяет ее при проверке учителем), учитель уничтожает карточку.
  • Классификация ошибок. С целью изучения состояния орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся составляется К.о. К.о. помогает в определении причин ошибок, в их диагностике, помогает определить качество усвоения отдельных тем курса, выбрать оптимальное направление дальнейшей работы.
  • Коллективное сочинение — один из видов школьных сочинений. Составляется всем классом на уроке, текст записывается на доске, подвергается коллективной обработке, совершенствованию.
  • Комбинированный диктант — вид слухового диктанта, обладает признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов: вначале проводится предварительное объяснение орфограмм, в последующих примерах орфограммы объясняются попутно, одновременно с письмом, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта. К.д. проводится преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими.
  • Комментированное (иногда: комментируемое) письмо — вид орфографического упражнения, разновидность орфографического разбора. Состоит в том, чтобы учащийся в процессе и в темпе письма кратко комментировал все орфограммы: указывал их типы, называл правило проверки.
  • Комплексный подход — целостное рассмотрение явлений языка в процессе изучения курса, соблюдение внутри- предметных связей, единство изучения фонетики, графики, орфографии, орфоэпии, состава слова и словообразования, морфологии и синтаксиса.
  • Композиция сочинения учащегося — построение сочинения, расположение и взаимосвязь частей в соответствии с замыслом пишущего, с коммуникативной целесообразностью.
  • Компонент текста — элемент, часть сложного целого: абзац или другой отрезок текста, обладающий единством и относительной самостоятельностью содержания, внутренними грамматическими связями, единством авторской цели.
  • Конструирование грамматическое — синтетическое упражнение, состоящее в самостоятельном составлении учащимися или подыскивании предложений заданных типов, словосочетаний, форм слова и пр.
  • Конструктивные упражнения — согласно классификации некоторых авторов, такие виды упражнений по русскому языку, в которых учащиеся образуют заданные формы слов, конструируют, образуют новые слова по заданным моделям, строят словосочетания, предложения, перестраивают их в соответствии с заданием, строят текст заданного типа.
  • Контрольный (проверочный) диктант — вид слухового диктанта. Проводится в конце изучения темы, раздела, в конце четверти, полугодия. Размеры связного текста для К.д. определяются «Нормами оценки …»
  • Краткий пересказ — вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.

 

Л

 

  • Лексика в курсе русского языка. Обогащение словаря учащегося — одна из главных задач обучения языку, условие успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку.
  • Лексические (словарные) ошибки учащихся — ошибки в словоупотреблении, в выборе слова: неточность выбираемого слова (т.е. ошибки на синонимы, паронимы), употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи, немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов, повторы одного и того же слова или родственных слов, неправильное употребление слов с фразеологически связанным значением, неудачное использование образов, нарушение сочетаемости слов, употребление лишних слов (многословие) и пр.
  • Лексические умения учащихся — составная часть умений по русскому языку к концу школьного курса (в современных программах разработаны перечни умений для каждого класса). Учащиеся должны уметь: давать толкование лексического значения общеупотребительных слов, определять лексическое значение, в котором слово использовано в предложении; подбирать к слову синонимы и антонимы.
  • Лексические упражнения: обнаруживание в тексте новых слов или новых значений ранее встречавшихся слов, новых их сочетаний, объяснение значений и целесообразности употребления, использование различных учебных словарей, анализ состава слов и способов и образования, разграничение омонимов, составление собственных словариков и работа с учебными словарями; объяснение правописания трудных слов в соответствии с их образованием; активизация усвоенных слов — включение их в предложения, словосочетания и связные тексты.
  • Лингвистический анализ текста — вид языкового анализа; его цель — выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения.
  • Логические ошибки учащихся — один из видов неречевых ошибок, допускаемых учащимися в сочинениях и в устной речи и связанных с несоблюдением требований логики: пропуск существенных фактов или деталей, если они приводят к нарушению связности текста; необоснованные выводы, бездоказательные, выводы, противоречащие сказанному ранее; употребление одного и того же термина в разных значениях в одном тексте без необходимых пояснений.
  • Логические упражнения — вид упражнений по языку, включаемых обычно в систему развития речи в младших классах. В основе Л .у. лежат операции группировки, выделения частей целого, подчинения видовых понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и другие аналитические и синтетические операции.

 

М

 

  • Материал для сочинения. В подготовке сочинения выделяются задачи: а) сбор (собирание) материала к сочинению: на основе своего жизненного опыта и специально организованных наблюдений; по одной или нескольким картинам, по другим произведениям искусства; по одной или нескольким книгам; б) систематизация М. для е., выделение главного, отбрасывание второстепенного, а также того, что не относится к теме и не обязательно для раскрытия замысла; расположение М. для с. в нужном порядке (план, композиция); в) осознание и фиксация собственных мыслей, возникающих в процессе М. для с. и его обработки, подготовки; г) использование М. для с. в процессе оформления текста — устно или письменно (нередко учащиеся «теряют» подготовленный материал, не используют его полностью).
  • Местоимение в курсе русского языка — одна из тем; изучается в III (IV) классе (личные местоимения).
  • Методика грамматики — раздел методики русского языка. Изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся и усвоения ими грамматических закономерностей, выработки практических умений в области грамматического разбора и использования грамматических знаний для орфографических, речевых навыков и культуры речи, изучает пути формирования грамматического строя речи.
  • Методика орфографии — раздел методики русского языка. Изучает методы формирования у учащихся умений в решении орфографических задач (выполнении орфографических действий), развития орфографической зоркости, речевого слуха, навыка письма, а в итоге — формирования у учащихся прочного навыка грамотного письма.
  • Методика пунктуации — раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций.
  • Методика развития речи учащихся — раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обогащения и активизации словаря учащихся, формирования грамматического строя речи учащихся (морфологических средств, словосочетания, предложения), связной речи — монолога и диалога, повествования, описания и рассуждения, стилей речи.
  • Методика сочинения — раздел методики русского языка, развития речи. Изучает методы и приемы обучения устным и письменным рассказам и сочинениям разных жанров, стилей, разной тематики, на материале различных источников.
  • Методика фонетики — раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обучения детей фонетической (и фонологической) системе русского языка, ее соотношению с графикой и орфографией, слогоделением и ударением, пути формирования умений в области фонетического разбора и характеристики звуков речи.
  • Методические (поурочные) разработки — вид практического пособия для начинающего учителя; содержит примерное планирование материала по курсу русского языка на полугодие, на год, а также примерные конспекты (планы) уроков.
  • Методическое пособие (пособие для учителя) — книга для учителя, в которой излагается какой-либо крупный вопрос методики, значительный раздел курса методики, описывается система работы, метод или прием (система приемов) обучения.
  • Методы обучения русскому языку — способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения.
  • Микротема (подтема) — тема не всего произведения литературы, школьного сочинения и т.п. текстов, а его части.
  • Морфемный анализ — выделение морфем в словах.
  • Морфема — минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М.а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе.
  • Морфологические ошибки учащихся — вид грамматических ошибок. М.о.у. состоят в нарушении образования грамматических форм, искажении морфологического состава слов.
  • Морфологические упражнения: выявление морфем в составе слова, морфемный анализ слова; морфологический разбор слов, словоформ; определение части речи, рода, числа, падежа, типа склонения — для склоняемых слов, времени, лица, спряжения — для спрягаемых и т.п.
  • Морфологический принцип орфографии — основной принцип русского правописания. По М.п.о. определяется единообразное написание значимых частей слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний, несмотря на различные особенности их произношения. Орфограммы, проверяемые по М.п.о., требуют опоры на анализ морфологического состава слова, на быстрое решение задач, связанных с определением части речи, типа склонения, падежа и пр.
  • Морфология в курсе русского языка — наиболее значительная его часть: части речи, изменение слов, состав слова. М.в к. изучается с I по VI (VII) класс: начальные классы — подготовительный курс (первый концентр).

 

Н

 

  • Наблюдения над языком — вид языкового анализа, состоящий в обнаруживании учащимися в тексте тех или иных изучаемых языковых явлений, в их комментировании, обобщении, использовании в собственной речи, в прослеживании изменений средств языка в зависимости от задач высказывания.
  • Научность в обучении русскому языку — один из дидактических принципов, примененный к предмету «русский язык». Согласно принципу Н. учащимся даются только строго проверенные, определенные в современной науке положения; не допускается искажение материала во имя его доступности, вводятся термины, употребляемые в данной науке.
  • Норма языковая в школе — принятые в литературной речи, в речевой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, образования грамматических форм и построения синтаксических конструкций, использования вариантных средств языка,а также на письме — орфографии и каллиграфии.

 

О

 

  • Обобщение знаний по русскому языку — методический прием работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяющий добиваться понимания структурных отношений в языке.
  • Обучение грамматике — составная часть процесса обучения русскому языку; складывается из обогащения речи учащихся грамматическими средствами языка, формирования грамматического строя их речи, а также формирования грамматических понятий, изучения закономерностей, формирования практических умений в области грамматического анализа и применения грамматических знаний и умений к решению задач орфографии и культуры речи.
  • Обучение орфографии — составная часть процесса обучения русскому языку; осуществляется в I — VIII классах в связи с обучением грамматике, фонетике, в связи со словарной работой и всеми другими видами языковой работы. В основе О.о. лежит система орфографических правил, большинство из них опирается на грамматический материал.
  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения русскому языку, в отличие от догматического, предполагает осознанное усвоение знаний. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров и пр.
  • Объяснительный диктант — вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Имеет варианты по времени объяснения и по его полноте, а также по характеру диктуемого текста: отдельные слова, предложения, связный текст.
  • Однотипные ошибки — ошибки на одно правило, или, иными словами, вызываемые сходными причинами.
  • Озаглавливание сочинения, доклада, рассказа и пр. — методический прием, состоящий в выборе учащимися, при направляющей роли учителя, слова, словосочетания или предложения, которые достаточно правильно отражали бы замысел автора, его идею, содержание и тему сочинения, указывали бы на главное в нем.
  • Описание — тип текста, наряду с другими типами текста, — повествованием и рассуждением.
  • Определения грамматические — формы раскрытия соответствующих понятий (дефиниций), средство формирования знаний.
  • Орфограмма — то или иное написание в слове иди между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный.
  • Орфографические ошибки — один из видов ошибок по русскому языку. К их числу относят: нарушения правил написания морфем — безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корнях слов; бездарные падежные окончания склоняемых частей речи, личных окончаний глаголов; слитно-раздельные и дефисные написания; неправильные переносы слов; ошибки в употреблении заглавных букв; ошибки в непроверяемых словах; ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний; «графические» ошибки — замены и искажения букв.
  • Орфографические умения — составная часть умений по русскому языку при завершении курса.Формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию. Важнейшим в О.у. является момент осознанности, что обеспечивает возможность самопроверки.
  • Орфографические упражнения: звуко-буквенный анализ слов, обнаружение расхождений между звучанием и написанием, анализ орфограмм, отнесение их к той или иной категории, или в соответствии с типами орфографических правил, или по грамматическим темам; орфографическое комментирование текста, орфографический разбор; диктанты, списывание текста с различными орфографическими заданиями: вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова и т.п.; работа с орфографическими словарями и справочниками; решение орфографических задач, т.е. объяснение хода проверки орфограмм, слов, их сочетаний; построение алгоритмов решения орфографической задачи (выполнения орфографического действия); проговаривание слов и текста.
  • Орфографический навык — совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся; относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обучения и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место; цель обучения — максимальная автоматизация письма.
  • Орфографический разбор — вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия — проверки. Различается полный О.р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы.
  • Орфографическое действие — преднамеренное правилосообразное действие, имеющее единую структуру: а) анализ единицы языка: слова, словосочетания — и выделение орфограммы; б) определение способа проверки орфограммы: применение правила, использование аналогий, обращение к словарю и пр.; в) операция проверки орфограммы одним или двумя-тремя способами; г) написание слова, словосочетания.
  • Орфографическое комментирование — см. Комментированное письмо.
  • Орфографическое поле — построение (морфема, сочетание морфем, слово, словосочетание или предложение), структурные элементы которого включают условия действия одного или нескольких правил; является местом (пространством) проверки орфограммы, нескольких связанных между собою орфограммами.
  • Орфографическое правило — предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия (в корне -гор- — -гар- в безударном положении) и норму (пишется о).
  • Орфография в школе — один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
  • Отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле и т.п. — вид сочинения учащихся; проводится во всех классах, начиная со П. О.о.к. пишется как задание по внеклассному чтению, коллективно или индивидуально, обычно после обсуждения в классе.

 

П

 

  • Паронимы (смешиваемые слова) — слова, сходные в морфологическом составе и, следовательно, в звучании. Их значения различны, но близки, иногда — трудноуловимы для учащихся: злобный, злостный; дворовый (мальчик), дворецкий; человечный, человеческий; социальный, социалистический.
  • Пассивный словарь учащегося — совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике.
  • Пейзаж — вид сочинения описательного типа, чаще всего — малых форм, миниатюра, пейзажная зарисовка — описание картины природы, обычно художественное. Один из сложных видов описания. Вводится со II класса в виде зарисовок, включаемых в повествовательный текст.
  • Пересказ — вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца. Проводится во всех классах, начиная с I, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста — как художественного, так и научного (высокопоэтические тексты пересказывать не рекомендуется), в усвоении его логики, композиции, средств языка — лексики, синтаксиса, образных средств.
  • Перфокарта — устройство для ускоренной проверки выполнения заданий, а также для самопроверки.
  • План сочинения, доклада, рассказа, изложения и пр. — намечаемая на этапе подготовки краткая программа, предусматривающая выделение частей текста и их взаимное расположение. П. может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым и сложным; пункты П. могут иметь форму вопросов, повествовательных или назывных предложений, цитат; бывает картинный П. Обучение составлению П. начинается с составления П. готового рассказа, очерка, статьи.
  • Повествование — тип текста, наряду с другими типами текста — описанием и рассуждением. В повествовательном сочинении рассказывается о событиях, которые произошли с автором, известны ему от других или же вымышлены им (созданы в его воображении), поэтому повествовательный текст развертывается во времени, он динамичен.
  • Повторение материала по русскому языку — возвращение в процессе учебной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных связей. П. обеспечивает прочность усвоения; умственное развитие при П. обеспечивается его вариативностью.
  • Подготовка учителя к уроку — комплекс действий учителя, направленный на достижение оптимального результата урока. Складывается: из а) определения места данного урока в цикле уроков по теме или разделу; б) анализа результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.; в) осмысления образовательной и воспитательной цели данного урока; г) установления объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке; д) выбора материала из учебника, сборника диктантов, других пособий для данного урока; е) выверки материала с точки зрения культуры речи, обогащения словаря учащихся, развития их речи; ж) определения необходимой индивидуальной работы на уроке; з) подготовки наглядных и иных пособий для урока; и) составления плана (конспекта) урока; к) прогнозирования итога урока, определения перспективы последующих уроков.
  • Подробный пересказ — вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача П.п. — не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.
  • Понятия в курсе русского языка. П. — логически оформленная мысль о предмете, явлении, в котором указаны существенные его признаки. Усвоение П. изучаемой науки составляет основу обучения. Поэтому при обучении русскому языку необходимо, во-первых, отобрать основные языковые П. для включения их в программу и учебники, во-вторых, определить степень полноты их усвоения, в-третьих, разработать методику формирования языковых П.
  • Портрет — изображение внешности человека, вид сочинения учащихся.
  • Почерк — индивидуальная устойчивая манера письма. Характеризуется: специфической формой отдельных букв и способов их соединения, их наклоном влево и вправо, размеров, растянутостью и сжатостью, отрывностью или безотрывностью письма, степенью нажима и пр.
  • Правила в курсе русского языка. 1. Положения, выражающие определенную закономерность языка, главным образом по грамматике, фонетике, словообразованию и пр.
  • Практическая направленность обучения русскому языку — один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики. П.н. отражает цели и задачи обучения русскому языку. Предполагает преимущественное внимание учителя к вооружению учащихся практическими умениями и навыками по языку, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам.
  • Предупредительный диктант — вид слухового диктанта; его цель — предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи текста, слова. П.д. рекомендуется проводить на ранних стадиях закрепления орфографического материала. П.д., по мере усвоения правила, переходит в диктант объяснительный, поэтому П.д. иногда определяют как вариант объяснительного диктанта.
  • Приемы обучения русскому языку — составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.
  • Прилагательное в курсе русского языка — одна из важнейших тем. Изучается: в I классе знакомство со словами, обозначающими признаки предметов; во II классе общее понятие и изменение по числам, по родам; в III классе склонение П.
  • Применение знаний, умений и навыков по русскому языку имеет место в двух сферах: внутренняя — применение знаний по грамматике, орфографии, фонетике для формирования соответствующих языковых умений и навыков; внешняя — применение языковых умений и навыков в жизни: в труде, в общественной деятельности, науке, искусстве.
  • Проверочные слова — средство выполнения орфографического действия — проверки орфограмм на основе сопоставления. В проверяемом слове гласный находится в слабой позиции, в проверочном — в сильной.
  • Прописи — образцы письменных шрифтов для обучения школьников письму.
  • Процесс обучения русскому языку — одно из основных понятий методики. Охватывает деятельность учителя и учащегося в ее временном развертывании.
  • Прочность знаний, умений и навыков — дидактический принцип, определяющий основательность, долговременность усвоения учащимися учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти, свободное воспроизведение и применение на практике.
  • Психологические основы методики русского языка. Психология — наука о психике в ее развитии как в целом у всех людей, так и в развитии каждого человека, в ее проявлении в различных видах деятельности. В частности, изучает процессы мышления и речи, общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, изучает процессы усвоения учащимися школы различных разделов курса русского языка. Психология изучает пути формирования личности учащегося, его познавательной активности, ее развития.
  • Психология речи — отрасль психологии, изучает механизмы речи, ее мотивацию, процессы речи как деятельности, вопросы связи мышления и речи, языка и сознания, процессы овладения речью и языком у детей. Тесно примыкает к психолингвистике.
  • Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.
  • Пунктуационные ошибки учащихся — ошибки, допускаемые в диктантах, изложениях, сочинениях, других письменных работах и связанные с нарушением пунктуационных правил.
  • Пунктуационные упражнения: наблюдение знаков препинания в читаемых текстах, интонирование предложений в связи с пунктуационным анализом, объяснение смысловой роли знаков препинания; синтаксический анализ предложений и целых компонентов текста с объяснением расстановки знаков препинания, пунктуационный разбор, пунктуационное комментирование текста и т.д.

 

Р

 

  • Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения; соответствующий раздел методики русского языка. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и пр. Включает в себя: а) предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей; б) обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в сочинениях, изложениях, диктантах и других текстах и отдельных словах, в устной и письменной речи на основе самопроверки, редактирования; в) исправление, учет, классификация ошибок учителем, с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования работы в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками.
  • Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятия и выражения своих мыслей.
  • Рассказ — вид повествовательного сочинения учащихся, устного или письменного.
  • Рассуждение — тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста — повествованием и описанием. Сущность Р. состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие.
  • Редактирование — один из видов (приемов) работы учащихся над текстом, его совершенствование. Проводится главным образом как саморедактирование и состоит в выверке и исправлении написанного начерно сочинения.
  • Речевая среда — речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей и знакомых, язык радио и телевидения, язык читаемых книг и т.п.
  • Речевой слух — различение в речевом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающих понимание слов, различение их значений.
  • Речевые ошибки учащихся — нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, сверхфразовых единств, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи.
  • Речь — деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, по¬знания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.Р. — не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, — книги, рассказы, песни и пр. Р. есть реализация языка.

 

С

 

  • Самодиктант — вид зрительного диктанта. Текст, предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу, объясняются орфограммы, затем записывается по памяти (иногда диктуется учителем — зрительно-слуховой вариант) и проверяется самими учащимися по книге, с выделением орфограмм.
  • Свободный диктант — вид Д., близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В.А.Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста — абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т.д.
  • Связная речь — термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях: 1) С.р. — деятельность говорящего, процесс выражения мысли. 2) С.р. — текст, высказывание, продукт речевой деятельности. 3) Название раздела методики развития речи.
  • Синтаксические упражнения: выявление связей между словами в словосочетании и предложении с помощью вопросов, постановка вопроса к члену предложения; синтаксический разбор разных видов: общая характеристика разбираемого предложения, а также его составных частей; указание членов предложения и их характеристика; объяснение пунктуации; выделение словосочетаний и их характеристика; составление различных схем предложений; указание внутренних связей в них.
  • Система упражнений по русскому языку — совокупность практических работ учащихся, выполняемых самостоятельно, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний на практике и выработку умений и навыков в области грамматики, орфографии, лексики, фонетики и пр. С.у. предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения.
  • Словарная работа в школе — область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т.е. использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов.
  • Словарно-орфографическая работа — изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.
  • Словарный диктант — вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст.
  • Словообразовательные упражнения: обнаружение в тексте слов с произвольными основами, анализ состава этих слов и их значения: подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами — приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов (по образцам словообразовательного словаря), образование рядов новых слов.
  • Сложное синтаксическое целое — компонент целого текста, превышающий своими размерами одно предложение и обладающий, помимо смысловых, грамматическими средствами связи и, следовательно, синтаксической конструкцией. С.с.ц. — это единица речи, состоящая из двух или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и структурно, и выполняющая композиционно-стилистическую функцию в тексте.
  • Слуховая память — вид памяти, способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их.
  • Слуховой диктант — вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим составом и состоящее в правильной записи текста.
  • Сочинение-миниатюра — небольшого размера сочинение учащегося, которое пишется обычно на уроке грамматики в связи с изучаемой темой. Чаще всего это пейзажная зарисовка, эпизод, юмореска.
  • Сочинение школьное — самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С.ш. — учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.
  • Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике — как правило, с дополнительными заданиями.
  • Сравнение и сопоставление в обучении русскому языку — прием обучения и мыслительная операция. С.широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий между словами и оборотами речи, в изучении грамматических форм, в лексике.
  • Средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала; б) методов и приемов обучения; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку.

 

Т

 

  • Творческий диктант — вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии. Под названием «Т.д.» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: текст прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Т.д. имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.
  • Творческий пересказ — вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
  • Текст — продукт, результат речевой деятельности, произведение речи — устное или письменное. Обычно указывается, что Т. по объему больше одного предложения. Т. — синоним термина ВЫСКАЗЫВАНИЕ, а также термина СВЯЗНАЯ РЕЧЬ во втором значении. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой.
  • Тема — в произведении литературы и в ученическом сочинении то, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения.
  • Типы текстов — повествование, описание, рассуждение. Обладают определенными композиционными, логическими и стилистическими особенностями, что обусловливает применение различных способов подготовки учащихся к написанию соответствующих сочинений и изложений.

 

У

 

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков — вид уроков грамматики, орфографии, лексики и пр., наряду с уроками сообщения новых знаний, контрольными и обобщающими уроками и т.д. У.з. включает повторение изученного на предыдущем уроке, упражнения раз-личных типов, развитие речи, проверку усвоения.
  • Урок комбинированный — название, введенное в конце 50-х годов; обозначает сочетание в одном уроке разных элементов: нового материала, закрепления, повторения, проверки знаний, обобщения.
  • Урок обобщающий — вид уроков грамматики, орфографии, чтения (в начальных классах) и пр., наряду с уроками сообщения новых знаний, закрепления, проверки знаний. Проводится в конце изучения крупной темы и раздела курса.
  • Урок проверки знаний, умений и навыков — вид уроков русского языка, главным образом грамматики и орфографии, а также развития речи. Чаще всего проводится как контрольный диктант по материалу изученного раздела, как контрольное изложение или сочинение, как письменный грамматический или иной языковой анализ, как любое другое письменное грамматико-орфографическое упражнение, организованное как контрольное.
  • Урок работы над ошибками — вид уроков русского языка, проводится по следам контрольных работ или по мере накопления сведений об ошибках учащихся — в конце изучения крупной темы. Иногда представляет собой не целый урок,а его фрагмент — темы. У.р. над о. бывает тематическим, т.е. работа ведется над ошибками определенного типа; может проводиться работа и над разными ошибками — орфографическими, речевыми, логическими, композиционными.
  • Урок развития речи учащихся — сочинение, изложение, другое упражнение по самостоятельному построению текста, связной речи.
  • Урок сообщения новых знаний — вид уроков русского языка, главным образом по грамматике, фонетике, лексике, словообразованию, стилистике. На У. с.н.з. вводится новая тема, часть темы, новая ступень изучаемой темы, т.е. на уроке новый материал является определяющим фактором, он определяет структуру, содержание урока.
  • Устная и письменная речь — виды речи. Свойства У.р.: быстрота ее порождения, неподготовленность; отсюда — сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций. П.р., как подготовленная, обдуманная, более сложна синтаксически, соответствует норме — в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики и т.д.

 

Ф

 

  • Фонетические упражнения: деление речевого потока на слова, слогоделение, звуковой анализ слов и слогов, выделение ударных и безударных слогов, звуковой и слоговой синтез, т.е. составление слогов и слов из звуков, соотнесение звуков и букв, выделение и характеристика отдельных звуков — гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр., обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин, обнаружение и объяснение действия законов фонетики.
  • Фонетический разбор — один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т.д.

 

Ц

 

  • Цель урока русского языка — один из важнейших его компонентов. Это четкое определение того, к чему стремится учитель, организуя урок.

 

Ч

 

  • Чутье языка (чувство языка) — неосознанное владение закономерностями языка, в первую очередь — грамматикой. Ч.я. начинает развиваться в раннем детстве в процессе восприятия речи и говорения.

 

Э

 

  • Эвристическая беседа — один из видов беседы (ср.: вводная б., обобщающая б.), состоит в задавании учителем ряда специально подобранных вопросов, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, выполнения определенных операций, проведения эксперимента.

 

Я

 

  • Языковой анализ, или анализ языка, — совокупность методических приемов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка.

((Т. П. Сальникова. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. 1996г.)