Вопрос №1. Тема: «Причастие и деепричастие»

Вопрос. Почему причастие рассматривается как особая форма глагола, а не как особая форма прилагательного, образованного от глагола? Можно ли ставить к причастию вопрос не какой? какая? какое?, а что делающий? или что делавший?

Ответ. Причастие представляет собой промежуточную категорию, стоящую на грани между глаголом и прилагательным. Причастие обозначает признак предмета, но этот признак активный и временный, между тем как прилагательное обозначает признак постоянный. Поэтому к действительным причастиям настоящего и прошедшего времени возможна постановка вопросов и какой? какая? какое?, и что делающий? что делавший?

Причастие, подобно прилагательному, изменяется по родам, числам, падежам и в предложении служит определением, но у причастия имеются и чисто глагольные грамматические признаки: время, вид, переходность или непереходность; сохранение частицы -ся у причастий, образовавшихся от глаголов на -ся; глагольное управление существительным. Причастия образуются по определённым правилам от глагольных основ.

Разные лингвисты по-разному рассматривали причастие: то как прилагательное, образованное от глагола, то как глагольную форму, обладающую признаками прилагательного. Одни включали его в систему прилагательного, другие — в систему глагола. Ясно, однако, что причастие — промежуточная категория, и в школе его надо изучать в связи с глаголом. Это облегчает усвоение образования причастий.

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.

Вопрос №1. Тема: «Ударение в глаголах»

Вопрос. Какие существуют правила, регулирующие постановку ударения в настоящем (и будущем простом) времени глаголов? Как правильно произносить: кружишься или кружишься, оценишь или оценишь, звонишь или звонишь?

Ответ. Большая часть глаголов в настоящем и будущем простом времени сохраняет ударение на том месте, на котором оно стоит в неопределённой форме, т. е. имеет неподвижное ударение. Так, например, неподвижным ударением характеризуются:
а) глаголы I класса — оканчивающиеся в неопределённой форме на -ать или -еть, а в настоящем или будущем времени (1-е лицо един. числа) на -аю или -ею: играть — играю, играешь; гулять — гуляю, гуляешь; одевать — одеваю, одеваешь, устраивать — устраиваю, устраиваешь; важничать — важничаю, важничаешь; краснеть — краснею, краснеешь; плешиветь — плешивею, плешивеешь;
б) глаголы II класса — оканчивающиеся в неопределённой форме на -нуть (сохраняющие суффикс -ну- и в прошедшем времени): толкнуть — толкну, толкнёшь; мигнуть — мигну, мигнёшь; исключение составляют четыре глагола с подвижным ударением: обмануть, помянуть, тонуть, тянуть (ср. обманешь, помянешь, тонешь, тянешь);
в) глаголы III класса — оканчивающиеся в неопределённой форме на -овать (-евать), а в настоящем или будущем времени (1-е лицо един. числа) на -ую (-юю): организовать — организую, организуешь; малевать — малюю, малюешь; при этом в неопределённой форме ударение падает на суффикс -oва-, -ева- (на второй слог суффикса), а в настоящем или будущем времени — на соответствующий ему суффикс -уй (-юй);
г) часть глаголов IV класса — оканчивающихся в неопределённой форме на -ить: пылить — пылю, пылишь; ранить — раню, ранишь.

Сравнительно меньшая часть глаголов характеризуется подвижным ударением. У них в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени сохраняется ударение неопределённой формы, но в остальных лицах оно передвигается на предшествующий слог, например: варить — варю, варишь; возить — вожу, возишь; глодать — гложу, гложешь; терпеть — терплю, терпишь. Следует отметить, что все эти глаголы имеют ударение на суффиксе в неопределённой форме (-ать, -ять, -еть, -ить, -оть), на окончании в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени (, ) и, кроме того, — ударное окончание в повелительном наклонении: вари, вози, гложи, терпи. Однако это не значит, что все глаголы, обладающие указанными признаками, имеют подвижное ударение. Ср., например, с одной стороны, глаголы: бормотать — бормочу, бормочешь; держать — держу, держишь; дышать — дышу, дышишь; клеветать — клевещу, клевещешь; хлопотать — хлопочу, хлопочешь; с другой — бренчать — бренчу, бренчишь; визжать — визжу, визжишь; ворчать — ворчу, ворчишь; дрожапь — дрожу, дрожишь и др.

Некоторые глаголы употребляются с двояким ударением: городить — горожу, городишь и городишь; грузить — гружу, грузишь и грузишь; кружить — кружу, кружишь и кружишь; манить — маню, манишь и манишь и др.

Глагол звонить согласно литературной норме имеет неподвижное ударение, как и глагол повторить: звоню — звонишь, повторю — повторишь (наблюдающееся иногда произношение «звонишь», «повторишь» нельзя считать правильным).

Глагол кружиться, как и кружить, имеет двоякое ударение: кружатся и кружатся (ср.: Листья в поле пожелтели, и кружатся и летят. — Лермонтов). Двоякое ударение имеет и глагол оценить: подвижное (более современное) — оценю, оценишь и неподвижное (ср.: Он далеко, он не узнает, не оценит тоски твоей… — Лермонтов).

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.

Урок: ударение в слове.

Вопрос №2. Тема: «Глагол»

Вопрос. Какие глаголы называются вспомогательными?

Ответ. Вспомогательными глаголами в собственном смысле называются такие глаголы, которые служат для образования форм других глаголов. Глагольные формы, образованные при помощи вспомогательного глагола, являются сложными. В русском языке в качестве вспомогательного употребляется глагол быть, с помощью которого образуется будущее время от глаголов несовершенного вида («будущее сложное»).

Термин «вспомогательный глагол» нередко употребляется и в более широком смысле, а именно в применении и к таким глаголам, которые принимают участие в выражении сказуемого, являющегося в таком случае составным или сложным. Таковы глаголы: бывать, стать, становиться, делаться, казаться, являться и пр., употребляющиеся в составном именном сказуемом, глаголы стать, начать, собираться, продолжать, кончить, бросить и т. п., употребляющиеся в составном глагольном сказуемом в сочетании с неопределённой формой другого глагола.

Указанные глаголы потому иногда называются вспомогательными, что в выражении сказуемого они играют вспомогательную роль, например: Накануне праздника гости начали съезжаться или продолжали съезжаться; Дети кончили обедать. Основное значение сказуемого (значение действия, производимого лицом) здесь выражено неопределённой формой глаголов съезжаться, обедать; глаголы же начали, продолжали, кончили указывают лишь на тот или иной момент в ходе действия, т. е. служат, в сущности, для выражения видовых оттенков, а также обозначают наклонение и время.

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.

Урок: что такое глагол?